Определяющими для обода размерами служат посадочный диаметр (а) и ширина профиля обода (б).
Размеры обода могут обозначаться в миллиметрах (114J-330), но чаще
встречается обозначение в дюймах (4 1/2J-13). В обоих случаях первые
цифры обозначают ширину обода, буква J - форму его профиля (встречаются
также обозначения E, L, K), а последние цифры - посадочный диаметр
колеса, соответствующий тому же размеру шины. Вылет колеса (в) обозначается как ЕТ и приводится в миллиметрах. Диаметр центрального отверстия (г) обозначается как и диаметр расположения отверстий под крепежные болты или шпильки (д) отечественные производители в маркировку обычно не включают, а зарубежные обозначают соответственно DIA и PCD.
Первое, что необходимо сделать при выборе б/у диска — узнать
посадочные и геометрические размеры штатного колесного диска вашей
машины. Тремя важнейшими характеристиками являются:
- диаметр центрального отверстия (DIA),
- количество отверстий для крепежных болтов и их диаметр расположения (PCD)
- и расстояние от середины обода до монтажной плоскости колеса (ET).
Первые два параметра должны быть соблюдены обязательно! Третий
допускает небольшие (миллиметров 7–15) отклонения в меньшую сторону —
такие диски «разлапистее» смотрятся на автомобиле. Однако не
переборщите с уменьшением ET. Брать диски с нештатным для вашей машины
вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может
создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При
увеличенном вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной
узел. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают
в комплексе с целым рядом других изменений.
Второй по важности момент при выборе диска — тип и форма борта
обода, к которому должна плотно и надежно прилегать шина. Подавляющее
большинство дисков по этому показателю соответствует общепринятым
стандартам. Тем не менее, на всякий случай необходимо уточнить
маркировку. Все выпускаемые для легковых дорожных и внедорожных
автомобилей бескамерные шины можно монтировать на диски с ободом «H»,
«H2», «FH», «FL», «CP» и «CH».
И только третьим по важности моментом в выборе диска стоит
собственно их размерность (посадочный диаметр и ширина профиля обода),
которая может быть указана, например, так: 5,5JX13 (5,5 — ширина обода,
13 — диаметр диска в дюймах). Именно ей автолюбители и отдают
первостепенное значение, стараясь выбирать диски такие же, как и те,
которые установил производитель машины. А между тем, этого правила
можно и не придерживаться! С 13-дюймовых дисков можно «уйти» на
14-дюймовый размер и даже на 15-дюймовый — это уже определят шины, в
которые вы собираетесь «обуться». Например, альтернативой шинам со
стандартной высотой профиля 65–75 могут являться низкопрофильные
покрышки, монтируемые на обод диаметром на размер-два больше.
Важно! Ширина обода диска должна быть на 25-30% меньше ширины
профиля шины. Возьмем к примеру, шину 195/70 R15 (ширина ее профиля 195
мм). В дюймах это будет 7,68 (195 разделить на 25,4). Если отнять от
этой величины 25% или 30% и полученное число округлить до ближайшего
значения из стандартного ряда, получится 5,5 дюйма. Обод именно такой
ширины нужен для шины 195/70R15.
Типы дисков
Штампованные, литые и кованные диски
По
технологии изготовления автодиски могут быть обычными стальными
сварными (из прокатанного обода и штампованного диска), штампованными,
литыми и коваными.
Штампованные стальные диски легкового автомобиля обычно делают за две операции:
- штампуют на прессе с усилием 4,5 МН;
- затем раскатывают профиль обода. Окончательную обработку штампованного диска осуществляют на токарном,
фрезерном и сверлильном станках. Далее с помощью химического
оксидирования "усиливают" имеющийся естественный окисный слой. Этим
методом производят штампованные диски автомобилей для бескамерных шин.
Несмотря на хорошее качество штампованных дисков, их применяют только
для спортивных и дорогих автомобилей из-за высоких затрат производства.
Технология изготовления литых дисков включает заливку расплавленного
металла (обычно это легированный сплав алюминия с кремнием) в форму,
его остывание, последующее обтачивание посадочных поверхностей и
сверление отверстий в полученной отливке. К числу недостатков литых
дисков относят чрезмерно толстые стенки, возможность появления скрытых
пор и раковин, недостаточную прочность (при ударе деформируются и даже
раскалываются) и сложность (часто невозможность) восстановления.
При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают так
называемую поковку, которая затем обрабатывается на токарном станке.
Такая технология сложна и дорога, однако кованые диски прочнее и легче.
Например, 13-дюймовое кованый диск весит 4,9 кг против 6,0 кг у литого,
а толщина стенок составляет только 3,0 мм против 5,5 мм у литого. При
этом кованый диск лучше переносит удары. Поэтому для российских дорог
желательно использовать кованые диски, несмотря на их дороговизну.
Достоинства легкосплавных дисков:
- Главное преимущество легкосплавных колес перед обычными стальными -
в меньшей массе. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к
уменьшению неподрессоренных инерционных масс и улучшению условий работы
подвески, так как колесо быстрее "повинуется" возвращающему действию
пружины, амортизатора и быстрее восстанавливает потерянный контакт с
дорогой. Это улучшает комфортабельность езды и делает более безопасным
прохождение поворотов на большой скорости.
- Лучше удерживают бескамерную шину и воздух в ней за счет более
гладкой поверхности прилегания, особенно после длительной эксплуатации,
когда стальной диск неизбежно ржавеет.
- Обеспечивает лучший теплоотвод от ступиц и барабанов, что положительно сказывается на работе тормозов и ресурсе подшипников.
- Оригинальный внешний вид, возможность "маленького" тюнинга своей машины.
|