Извечный спор – ставить зимнюю резину, или обойтись всесезонкой, слава
богу, уже не так актуален, как прежде. И в первую очередь потому, что
производители «обуви» для автомобилей сумели снизить стоимость как
летних, так и зимних покрышек. А вот всесезонная резина в цене не
упала. И это не удивительно, ведь она должна отвечать требованиям
разных погодных условий, а значит, и более дорогостоящая в производстве.
Ведь
известно, что универсальных шин, подходящих для всех погодных условий,
не существует, поэтому при выборе шин приходится идти на компромисс.
Одна и та же шина не может быть одновременно быстрой на чистой дороге,
управляемой на снегу и износостойкой. Шины, работающие в разных
погодных условиях, очень сильно различаются химическим составом и
рисунком протектора. Покрышки с максимальной износостойкостью очень
жесткие, и поэтому вряд ли будут отличаться хорошим сцеплением зимой.
Конечно, большинство производителей современных всесезонных шин
стараются обеспечить все эти характеристики, но все-таки у них на
первый план выдвигаются высокая износостойкость, комфорт езды и
скорость, а отнюдь не сцепление со скользкой дорогой. Даже если ваш
автомобиль напичкан активными системами безопасности, такими как ABS и
трэкшн-контроль, надо понимать, что эти устройства не улучшают
сцепления, а лишь страхуют водителя от ситуаций, требующих превышения
установленного предела сцепления для шин. Поэтому, сейчас проще купить
недорогие, но вполне надежные комплекты покрышек на лето и на зиму, по
стоимости это сопоставимо с хорошей всесезонной резиной, которая
прослужит долго и ее не надо выкидывать после года использования. А вот
сезонные покрышки при нормальной эксплуатации вполне могут отработать
два-три, а то и четыре сезона при бережном отношении. Так как дело у
нас к зиме, давайте посмотрим, что нового на рынке «зимней обувки»
автомобиля.
Со знаком «Ш» и без… Собственно говоря,
существенных инноваций за последние два года не произошло.
Производители вовсю совершенствуют ламели, экспериментируют с рисунком
протектора и пытаются добиться новой устойчивости шипов. Напомню, в чем
принципиальная разница между зимней и «остальной» резиной: глубина
протектора зимней шины больше, чем летней, благодаря этому она
обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и более высокие тяговые
свойства. Канавки протектора гораздо шире – им нужно выводить из пятна
контакта гораздо больший объем снега, влаги и грязи, чем в сухую
погоду. Профиль протектора у зимней шины состоит из большего, чем у
летней шины, числа ламелей, что позволяет улучшить сцепные свойства на
дороге. При производстве зимней шины применяется резиновая смесь со
специальными кремниевыми и силиконовыми добавками, что позволяет
сохранять эластичность на морозе в большом диапазоне температур и тем
самым, обеспечивает эффективное торможение.
Но даже при таком очевидном преимуществе специальной зимней резины на зимней дороге, существуют свои нюансы. Конечно, это шипы.
Недостатки
шипованной резины велики - более шумные, менее скоростные, им требуется
обкатка, стоят они гораздо дороже; стоит даже учитывать тот факт, что
разрешены шипы не во всех странах, не говоря уж о том, что шипованная
резина гораздо сильнее разрушает асфальтовое покрытие (о чем у нас
очень многие водители просто не задумываются, а летом кричат, почему
такой плохой асфальт положили на дорогу). Но плюсы шипов просто
неоспоримы и перевешивают все минусы: у таких покрышек лучше
тягово-сцепные свойства на льду и снежной крошке. Для того, кто хоть
раз срывался в неконтролируемое скольжение на зимней дороге других
доказательств и не надо. Как заметил в одном из разговоров о
достоинствах зимней резины профессор-дорожник Юрий Кузнецов из МАДИ:
«Своим знакомым я всегда говорю: в 99 случаях из 100 шипы не нужны. Но
есть вероятность того, что на дороге ты встретишься с оставшимся одним
случаем из 100. Встретишься и разобьешься. Стоит ли продолжать
поиски?». Кстати, он же опроверг слухи о чрезмерном разрушении шипами
дорожного полотна – если бы все ездили с максимально разрешенной
скоростью 80-90 км/ч, то с дорогами ничего страшного не происходило бы.
Дело в том, что контакт каждого шипа с дорожным покрытием
сопровождается ударом. Удар этот тем сильнее, чем выше скорость. Причем
зависимость не линейная, а квадратичная. Меньше скорость – целее дороги. Нешипованная
резина обладает всеми достоинствами, которых лишена покрышка с шипами,
но она имеет гораздо хуже тягово-сцепные свойства на льду и снежном
крошке, а значит - гораздо больший тормозной путь. В нешипованной
резине изначально искались другие способы сохранения хорошего сцепления
с трассой – так появились многослойные ламельные блоки, верхняя часть
которых более мягкая, состоящая из специально подобранного состава
улучшающего контакт, а нижняя, опорная – более жесткая, обеспечивающая
нормальную износостойкость шины. Немаловажную роль играет и рисунок
протектора – V-образный узор (направленный) на зимней резине
способствует снижению шумности шины, устойчивости автомобиля,
эффективно удаляет воду из пятна контакта, не допуская
аквапланирования. В общем-то, все осталось по прежнему – производители
ищут и находят, вот только разная резина работает по разному.
Что хотят покупатели? Узнать
о том, какие сейчас требования в основном предъявляют покупатели к
зимним шинам, мы обратились к специалистам из торгово-сервисной
компании «МВО». Как выяснилось, основным требованием к современной
зимней резине у покупателей сейчас является ее комфортность. То есть,
устойчивость и безопасность уже на высоте, пользователь требует
пониженной шумности, жесткости и меньшего износа. Был приведен пример,
когда на автомобиль Mercedes S-класса в «МВО» были установлены
прекрасно зарекомендовавшие себя шиныNokian Hakkapeliitta 5 – новинка,
пользующаяся огромной поулярностью. Однако, на следующий день владелец
автомобиля приехал с претензией, сказав, что из-за шума в автомобиле
невозможно ездить! Оказывается, на большой скорости шипы Hakkapeliitta
5 входили в резонанс с кузовом представительского авто и вибрация
делала невозможным существование в этой машине! На замену были
предложены нешипованные Michelin X-Ice North, даже дешевле по
стоимости, и владелец оказался доволен!
Дело в том, что
технологии как шипованной, так и нешипованной резины тесно переплетены.
Любой рисунок протектора разрабатывается на компьютере, любой состав
резиновой смеси подгоняется чуть ли не индивидуально под определенную
скорость. Вот например, две покрышки с почти одинаковым рисунком, на
одной есть шипы, а на другой нет – Nokian Hakkapeliitta 5 и Bridgestone
Blizzak WS-60. Конечно, почти одинаков этот рисунок для неопытного
взгляда, профессионал тут же заметит различия в большем сечении ламелей
на покрышке Brigestone. Но можете быть уверены, что и в том, и в том
случае ламели изготовлены из двухслойных компонентов, которые при
торможении вцепляются в покрытие, широкие центральные канавки
обеспечивают основную устойчивость, а V-образные боковые ответвления
дают максимальный отвод жидкости из пятна контакта и улучшают
комфортность. Но индекс скорости у Blizzak WS-60 даже при равной ширине
покрышек всего 170 км/ч, а у Hakkapeliitta 5 – 190 км/ч! Более крупные
боковые ламели на Nokian обеспечивают лучшую поперечную устойчивость
автомобиля и хорошую посадку шипов, так как пространство вокруг
посадочного места шипа выполнена из более плотного материала, нежели
сама ламель и вдобавок, служит индикатором износа. При выборе шин
существует множество нюансов, поэтому помочь в правильном выборе вам
смогут только специалисты, накопившие уже огромный опыт установки
зимней резины на те, или иные марки автомобилей. Как рассказали в
сервисном центре «МВО», при последующем приезде клиента для смены шин
или балансировки, они внимательно выслушивают все его замечания по
работе покрышек и создают свою базу «совместимости» марок автомобиля и
зимней резины.
Новинки и старинки Если говорить о
чем-то действительно новом, что появилось на рынке в преддверии этой
зимы, то это зимняя резина Goodyear UltraGrip Extreme и Performance.
Extreme должен заменить очень удачную и популярную у нас покрышку
UltraGrip 500.
Goodyear UltraGrip Extreme - шипованная
зимняя шина нового поколения с отличными характеристиками торможения и
боковой устойчивости. Особенности UltraGrip Extreme – современный
направленный дизайн протектора V-тред с применением технологии 3D
призматических ламелей и двух новых смесей в составе протектора. Эти
качества обеспечивают значительное улучшение сцепления и тяги на любой
зимней дороге. Также еще одна немаловажная особенность – впервые
примененная в UltraGrip «Технология активного шипа». «Active Stud
Technology» - специально разработанные шипы, форма которых отличается
от формы обычных шипов. Шип разработан таким образом, что резина
охватывает тело шипа в большей степени, чем в предыдущих конструкциях.
Преимущество заключается в том, что шипы лучше зафиксированы в шине,
благодаря чему давление шипов на лед возрастает. Это дополнительно
повышает возможности сцепления шины.
Goodyear UltraGrip Performance
– новая зимняя высокоскоростная шина, идеальна для автомобилей
представительского класса. В Performance собраны все последние
инновационные разработки и технологи производства зимних шин. Сочетает
в себе высокий уровень безопасности и комфорта. Характерные особенности
- призматические ламели 3D-BIS, которые обеспечивают оптимальный
уровень сцепления с дорогой и жесткость блоков при перепаде температур;
новая полимерная технология позволяет достичь отличных показателей на
рельефных поверхностях; многозонный асимметричный дизайн протектора
позволяет добиться улучшенных показателей управляемости при любых
маневрах; особое чередование размеров и блоков протектора повышает
комфорт при движении и снижает уровень шума.
Bridgestone Blizzak WS60
– шина, ставшая логичным и улучшенным дополнением WS-50. Использование
технологии NanoProTech в этой шине позволяет уменьшить сопротивление
качению, улучшить торможение на влажной дороге. RC Polymer -
бутадиеновый каучук с атомом кремния на конце полимерной цепи.
Высокомолекулярный бутадиеновый каучук обладает прекрасной гибкостью
при низких температурах и абразионным сопротивлением, что обусловлено
его микроструктурой. Введение кремния в структуру полимерной цепи, со
своей стороны, придает материалу отличные свойства при сцеплении с
гладкой поверхностью.
При создании шин Blizzak WS-60 также
используется технология Tube Multicell. Tube Multicell - микропористый
состав резины, который обеспечивает надёжное сцепление на зимней
дороге, заменяя шипы. Использование этой технологии позволяет
производить отвод воды на микроуровне. Основной поток отводится
канавками протектора, часть эвакуируется по микродренажным каналам, и
остаточная микроплёнка толщиной около 1/1000000 мм удаляется
микропорами, которые как губка впитывают её. Tube Multicell позволяет
шине контактировать непосредственно с "сухим" кристаллическим слоем
льда, в результате чего шина буквально прилипает к дороге. Микропоры и
микродренажные каналы краями врезаются в лёд и создают кромочный
эффект, обеспечивающий сцепление.
Стабильным спросом у
покупателей пользуется и Continental ContiVikingContact3. Шина
«прошлогодняя», рисунок протектора гарантирует прекрасное сцепление с
дорогой и стабилизируют рулевое управление при движении в сторону при
любых погодных условиях. Увеличенное пятно контакта и еще большее
распределение давления приводят к увеличению уровня безопасности на
поверхности дороги. Округлый контур и новая чувствительная смесь
резинового состава созданы и применены для надежного сцепления шины с
дорогой. Передовой дизайн расположения ламелей и проверенный временем
контур покрышки увеличивают срок эксплуатации шины. С этой шиной для
автомобилей среднего и улучшенного класса инженеры добились
значительных успехов в точности рулевого управления, особенностях
управляемости и бесшумности качения. В дополнение к этому новый контур
шины в сочетании с использованием кремниесодержащего состава резины
сделал возможным дальнейшее улучшение ходимости.
Gislaved Nord Frost 5
- показывал и показывает действительно хорошие показатели в
экстремальных условиях. Это один из лучших вариантов, который может
сделать владелец автомобиля для поездки по снегу и льду, который часто
считается эталоном безопасного зимнего вождения. Новая технология шипа,
улучшенный рисунок протектора и инновационная резиновая смесь
протектора новой Gislaved Nord Frost 5 - все это способствовало
усовершенствованию характеристик торможения и управляемости. Новый
направленный симметричный рисунок протектора с параллельными
центральными ребрами улучшает управляемость и реакцию руля и
гарантирует хорошую управляемость на снегу, износостойкость центральной
зоны шины и увеличение пробега на 2%.
Nokian Hakkapeliitta 5
– еще одна зимняя шина из разряда «старинок», которая не нуждается в
представлении. Достаточно сказать, что уже очень многие европейские
производители «обувают» свои автомобили в эту резину. Стойкое сцепление
Nokian Hakkapeliitta 5 обеспечивается многими техническими
нововведениями. Одно из них – так называемый «медвежий коготь» –
эффективно улучшает работу шипа. На передней грани шашки протектора по
краю ламели сделан более острый ногтеобразный край, который отлично
удерживает шип. Благодаря «когтю» шип остаётся в идеальном положении во
время касания шины с дорожным полотном; при торможении и поворотах шип
не изгибается и не уклоняется в сторону, что максимизирует сцепление.
Особенно с точки зрения торможения сцепление в критических плечевых
зонах существенно улучшается. Сцепление обеспечивают и множество других
усовершенствований в строении и протекторе шины. Боковое сцепление на
поворотах увеличивают препятствующие скольжению канавки в плечевой
зоне. Их острые углы плотно сцепляются с дорогой при резких маневрах
управления и следующих за ними колебаниях. Сдвоенное строение шашки в
центральной части протектора существенно улучшает стабильность вождения
и чувствительность управления. Новый дизайн протектора отражается на
спокойном касании дороги шиной. Задача более удлинённых шашек в
плечевой зоне – заботиться о сцеплении на снегу и улучшать боковую
стабильность шины на подтаявшей дороге. Четыре резиновых смеси
протектора: результат – превосходные свойства сцепления с дорогой!
Соблюдение мер предосторожности. # Для предотвращения вероятного разрыва или повреждения накачивайте шину после выполнения предохранительных операций, таких как помещение шины в предохранительную клетку и т.п.
# Не используйте поврежденные шины, например, с глубокими порезами или с трещинами, поскольку они утратили свою первоначальную прочность и могут разорваться. Проконсультируйтесь у дилера о возможности ремонта поврежденных шин. Рекомендации по выбору зимних шин.
# Используйте для всех позиций колес шины одинакового типа и размера. Если предприятием-изготовителем указано использовать шины разного размера для специального типа колес, следуйте его указаниям, иначе может произойти авария из-за разных эксплуатационных характеристик (за исключением случаев использования запасной шины).
# Используйте камеры и ободные ленты соответствующего размера. Что касается клапанов, используйте одинаковый тип для всех колес.
# Используйте новые камеры и ободные ленты для новых шин камерного типа и новые клапана для новых бескамерных шин.
# Используйте диски, соответствующие типу и размеру шин. При использовании бескамерных шин используйте только предусмотренные техническими условиями диски.
# При использовании шипованных шин на одной и той же оси, выбирайте шины с максимальным количеством шипов.
Рекомендации по установке зимних шин.
# Перед установкой шин проверьте, нет ли на колесах серьезных повреждений, таких как трещины и т.п.
# Удалите металлические предметы, стекло, камни или другие посторонние частицы, застрявшие в шинах.
# Посторонние материалы или жидкости, попавшие на шины, могут привести к повреждению шин и нарушению их эксплуатационных характеристик. Перед установкой обода проверьте, нет ли внутри шин посторонних предметов, и удалите их, если найдете.
# Вода, собирающаяся в компрессоре, может попасть в шины. Поэтому периодически сливайте воду из компрессора.
# Устанавливайте на все диски шины одинакового типа (шипованные шины или без шипов). Избегайте установки шин разных типов, поскольку при этом ухудшается стабильность рулевого управления.
# При установке шин на автомобиль не забудьте проверить, что шины не касаются кузова автомобиля. Если шины касаются кузова, может произойти их повреждение.
# Шины с однонаправленным рисунком протектора устанавливайте соответствующим образом, как указано стрелкой на боковине.
# После установки новых шин (шипованных или без шипов) пройдите обкатку автомобиля. Обратите особое внимание на работу рулевого управления, пока Вы не привыкните к нему.
# Избегайте, по возможности, вождения по дорогам без снега или льда с установленными шипо-ванными шинами, поскольку при этом повреждаются поверхности дорог, а также шипы самих шин.
# Всегда выполняйте балансировку колес для всех шин, включая запасную. Использование неотба-лансированных колес может привести к ненормальной вибрации и быстрому износу.
Скорость и расстояние при обкатке.
Тип шины
Скорость
Расстояние
Шипованные
< 60 км/ч
Более 300 км
Нешипованные
< 80 км/ч
Более 100 км
Рекомендации по давлению воздуха в шинах.
# При вождении, когда шины холодные, периодически регулируйте давление воздуха в шинах до рекомендуемой величины (включая запасную шину). Избыточное или недостаточное давление воздуха в шинах может привести к повреждению шины или к аварии. Во время вождения или после него давление воздуха в шинах увеличивается. Никогда не выпускайте воздух из разогретых шин. Для Вашей безопасности при вождении.
# При обнаружении неустойчивости рулевого управления, ненормального звука или вибрации, остановите Ваш автомобиль в безопасном месте как можно скорее и проверьте его и шины. Даже если Вы не заметили видимых повреждений, проверьте Ваш автомобиль в сервисном центре.
# Избегайте внезапного трогания с места, ускорения, резких поворотов и торможения, поскольку такие маневры опасны.
# Водите Ваш автомобиль, обращая особое внимание на дорожные условия, например, снижайте скорость перед резкими поворотами, поскольку автомобиль может занести, особенно на мокрой, заснеженной или ледяной дороге, что может привести к аварии.
# Не допускайте контакта боковых стенок шины с бордюрами дорог, избегайте езды по выступающим предметам на дорогах, поскольку это может привести к повреждению шин.
# Держите соответствующую дистанцию между Вашими впереди идущим автомобилем в зависимости от его скорости. Держите достаточную дистанцию особенно при езде по мокрым, снежным или ледяным дорогам.
Общие рекомендации.
# Шины изнашиваются неравномерно, поскольку они подвергаются разной нагрузке в зависимости от позиции, где они установлены (ось с управляемыми колесами, ведущая ось, свободно катящаяся ось). Для предотвращения ненормальной вибрации и шума протектора, а также для увеличения его долговечности следует периодически переставлять шины с одной позиции на другую.
# Периодически проверяйте сход/развал передних колес и, если необходимо, выполняйте регулировку, поскольку при неправильной регулировке может снизиться устойчивость рулевого управления, что в свою очередь может стать причиной неравномерного износа шин.
# Избегайте перегрузки, поскольку это может привести к повреждению и снижению долговечности шин, а также к возникновению трещин на колесах. Избегайте также неравномерной загрузки.
# При хранении шин избегайте следующих мест: -подверженных воздействию прямых солнечных лучей; -подверженных воздействию атмосферных осадков и влаги; -возле таких источников тепла, как печи, обогреватели и др.; -возле электроприборов, генерирующих электрические искры или озон таких, как генератор мощности, электродвигатель и др.
Для Вашей безопасности при вождении в зимний сезон.
1. Водите Ваш автомобиль, обращая особое внимание на состояние дорог, покрытых снегом или льдом. 2. Избегайте внезапного трогания с места. Трогайтесь медленно, так, чтобы шины не пробуксовывали. 3. Нажимайте на педаль тормоза заранее и эффективно используйте торможение двигателем, чтобы избежать резкого торможения. 4. Никогда не нажимайте на педаль тормоза за один прием. Нажимайте на нее плавно. 5. Избегайте резкого управления рулем. Поворачивайте колесо рулевого управления плавно.
Водите Ваш автомобиль осторожно, так, чтобы избежать резких или быстрых маневров на дорогах, покрытых снегом или льдом в зимний сезон. Поскольку шипованные шины предназначены для езды только по заснеженным или обледенелым дорогам, то по окончании зимнего сезона рекомендуется произвести их замену на другой тип шин.
Для вашей безопасности при вождении в зимний сезон:
# Водите ваш автомобиль, обращая особое внимание на состояние дорог, покрытых снегом и льдом.
# Избегайте внезапного трогания с места. Трогайтесь медленно, так, чтобы шины не пробуксовали.
# Нажимайте на педаль тормоза заранее и эффективно используйте торможение двигателем, чтобы избежать резкого торможения.
# Никогда не нажимайте на педаль тормоза за один прием. Нажимайте на нее плавно.
# Избегайте резкого управления рулем. Поворачивайте колесо рулевого управления плавно.
# Водите ваш автомобиль осторожно, так, чтобы избежать резких или быстрых маневров на дороге, покрытой снегом или льдом.
# Поскольку шипованные шины предназначены для езды только по заснеженным или обледенелым дорогам, то по окончании зимнего сезона рекомендуется произвести их замену на другой тип шин.